пятница, 1 февраля 2013 г.

девушка играет на дудке... одним местом

Для лучшего понимания социальной роли флейт Пана требуется рассмотреть их здесь в ряду других коми-пермяцких инструментов флейтового типа.

Регламентированные традицией формы музыкальной практики маркируют смену возрастных состояний женщины.  Архаичный характер коми-пермяцкой флейтовой традиции сказывается и в том, что возрастные стадии мыслятся главным образом как стадии физической (физиологической) зрелости, становления женщины как полового существа в ещё большей степени, чем существа социального.  Каждой женской возрастной группе свойственно особое отношение к многоствольным флейтам.

Пэляны для коми-пермяков ЂЂЂ это исключительно женский инструмент.  Он является одним из устойчивых социокультурных знаков-маркёров полового статуса.  Действительно, мужчин, которые хотя бы в небольшой степени владели умением игры на многоствольных пэлянах, нам встретить не удалось, хотя справедливости ради следует заметить, что воспоминания о двоих играющих на пэлянах мужчинах записаны в деревне Сойга Гайнского и селе Большая Коча Кочевского районов КПАО.   Как и следовало ожидать, это были не вполне типичные представители своей половой группы, обладающие чертами маргинальных личностей.

Прежде всего, функционирование коми-пермяцких пан-флейт тесно связано с устройством традиционного общества, и в особенности с его половозрастным членением.

Как показывают находящиеся в нашем распоряжении материалы, флейты Пана характеризуются глубокой укоренённостью в традиционной культуре коми-пермяков, а также причастностью к её раннестадиальному, корневому пласту.  Этот инструмент и связанные с ним культурные комплексы и представления входят в самую "плоть и кровь" этнической культурной системы, являясь одним из стержневых, "несущих" её элементов.

Флейты Пана и социальное устройство традиционного общества

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МНОГОСТВОЛЬНЫХ ФЛЕЙТ В КОМИ-ПЕРМЯЦКОМ ТРАДИЦИОННОМ БЫТУ

Эдуард Алексеев - персональный сайт

Комментариев нет:

Отправить комментарий