Для лучшего понимания социальной роли флейт Пана требуется рассмотреть их здесь в ряду других коми-пермяцких инструментов флейтового типа.
Регламентированные традицией формы музыкальной практики маркируют смену возрастных состояний женщины. Архаичный характер коми-пермяцкой флейтовой традиции сказывается и в том, что возрастные стадии мыслятся главным образом как стадии физической (физиологической) зрелости, становления женщины как полового существа в ещё большей степени, чем существа социального. Каждой женской возрастной группе свойственно особое отношение к многоствольным флейтам.
Пэляны для коми-пермяков ЂЂЂ это исключительно женский инструмент. Он является одним из устойчивых социокультурных знаков-маркёров полового статуса. Действительно, мужчин, которые хотя бы в небольшой степени владели умением игры на многоствольных пэлянах, нам встретить не удалось, хотя справедливости ради следует заметить, что воспоминания о двоих играющих на пэлянах мужчинах записаны в деревне Сойга Гайнского и селе Большая Коча Кочевского районов КПАО. Как и следовало ожидать, это были не вполне типичные представители своей половой группы, обладающие чертами маргинальных личностей.
Прежде всего, функционирование коми-пермяцких пан-флейт тесно связано с устройством традиционного общества, и в особенности с его половозрастным членением.
Как показывают находящиеся в нашем распоряжении материалы, флейты Пана характеризуются глубокой укоренённостью в традиционной культуре коми-пермяков, а также причастностью к её раннестадиальному, корневому пласту. Этот инструмент и связанные с ним культурные комплексы и представления входят в самую "плоть и кровь" этнической культурной системы, являясь одним из стержневых, "несущих" её элементов.
Флейты Пана и социальное устройство традиционного общества
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МНОГОСТВОЛЬНЫХ ФЛЕЙТ В КОМИ-ПЕРМЯЦКОМ ТРАДИЦИОННОМ БЫТУ
Эдуард Алексеев - персональный сайт
Комментариев нет:
Отправить комментарий